IPB
X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Теория шаманизма
Galdrabjarnar.
сообщение 7.6.2010, 22:07
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 431
Регистрация: 9.8.2009
Из: Донбасс
Пользователь №: 24



Итак, по просьбам трудящихся начинаем. Сегодня я решил затронуть тему, что такое шаманизм и откуда ноги растут. Не будем изобретать велосипед и в этом вопросе послушаем специалистов лучше чем мы, в этой области, а именно Мирчу Элиаде:

С начала века этнологи привыкли к не слишком точному использованию таких понятий, как шаман, знахарь, маг или колдун, для определения некоторых лиц, наделенных магико-религиозными способностями и встречающихся в каждом "первобытном" обществе. В дальнейшем эта терминология распространилась и на исследования по религиозной истории "цивилизованных" народов; говорят, например, об индийском, иранском, германском, китайском и даже вавилонском шаманизме, подразумевая "примитивные" элементы соответствующих религий. Если словом шаман обозначать каждого мага, колдуна, знахаря или мистика, упоминающегося в истории религий и религиозной этнологии, то в итоге получаем чрезвычайно сложное и в то же время неточное понятие, полезность которого крайне сомнительна, поскольку уже существуют термины маг и колдун для обозначения понятий столь же разнотипных, сколь и расплывчатых, - таких, как магия или первобытная мистика.

Целесообразно ограничить область употребления слов шаман и шаманизм во избежание такой неоднозначности и для более ясного взгляда на саму историю "магии" и "волшебства". Ведь шаман действительно является и магом, и знахарем: считается, что он исцеляет, как и все знахари, и совершает факирские чудеса, как и все первобытные или современные маги. Но он к тому же является проводником душ, а нередко также жрецом, мистиком и поэтом. На сером, "перемешанном" фоне магико-религиозной жизни архаических обществ шаманизм в своем точном и конкретном значении имеет собственную структуру и "историю", которые стоит очертить более подробно.

Шаманизм в строгом смысле - это прежде всего сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам через русский язык от тунгусского шаман. В других языках Центральной и Северной Азии соответствующими ему терминами являются якутское ойун, монгольское боге (в диалектах - бо) и удаган (существуют также бурятское и якутское удаган как обозначение женщины-шаманки), тюркско-татарское кам (алтайское кам, гам, монгольское ками и т. д.). Были попытки объяснить тунгусский термин палийским самана, и к этой возможной этимологии (она относится к обширной проблематике индийских влияний на сибирские религии) мы вернемся в последней главе книги. На всей огромной территории Центральной и Северной Азии магико-религиозная жизнь общества сосредоточивается вокруг шамана. Это, конечно, не значит, что он является единственным, кто имеет доступ к сакральному, или же что он взял на себя контроль за всей религиозной деятельностью. Во многих племенах наряду с шаманом существует также жрец-жертвоприноситель, не считая того, что каждый глава семьи является также главой домашнего культа. Тем не менее шаман остается центральной фигурой, поскольку во всей этой сфере, где экстатическое переживание является в высшей степени религиозным, шаман и только шаман является безусловным мастером экстаза. Потому первым и, возможно, наименее рискованным определением этого сложного явления будет формула: шаманизм - это техника экстаза.

Шаманизм как таковой был обнаружен и описан первыми путешественниками по различным регионам Центральной и Северной Азии. Позже подобные магико-религиозные явления были зафиксированы в Северной Америке, Индонезии, Океании и т. д.; мы вскоре убедимся, что это тоже чисто шаманские формы, и их исследование параллельно с шаманизмом сибирским представляет безусловный интерес. Однако сразу же необходимо отметить, что наличие какого-либо шаманисткого феномена в том или ином регионе вовсе не означает, что магико-религиозная жизнь данного народа сосредоточена именно вокруг шаманизма. То есть, это не исключено (пример - некоторые районы Индонезии), но это не самый распространенный случай. Обычно шаманизм сосуществует с другими формами магии и религии.

Именно здесь мы видим целесообразность термина "шаманизм" в его собственном строгом значении. Если мы попытаемся установить различие между шаманом и другими "магами" и знахарями первобытных обществ, то идентификация феномена шаманизма в том или ином регионе сразу приобретет существенный смысл. Магию и магов мы встречаем почти во всем мире, тогда как шаманизм представляет собой особую магическую "специальность", которую мы выделяем особо: "укрощение огня", магический полет и т. д. По этой причине, хотя шаман является, помимо всего прочего, также и магом, не каждого мага можно определить как шамана. Это же относится и к шаманским исцелениям: каждый знахарь является целителем, но только шаман обладает своими особыми методами. Что касается шаманских техник экстаза, то они не исчерпывают всех разновидностей экстатических переживаний, зафиксированных в истории религий и религиозной этнологии; поэтому нельзя каждого экстатика считать шаманом: шаман является специалистом по трансу, во время которого его душа, как принято считать, покидает тело, чтобы подняться на Небо или спуститься в Ад.

Такого же рода различение обычно необходимо для определения связи шамана с "духами". Во всем первобытном и современном мире мы находим людей, утверждающих, что они якобы поддерживают связи с "духами", что они ими "одержимы" или сами ими владеют. Потребовалось бы несколько томов, чтобы должным образом проанализировать все проблемы, связанные с самой идеей "духа" и его гипотетическими связями с людьми, поскольку "дух" может быть как душой умершего, так и "духом Природы", мифическим животным и т. д. Но при исследовании шаманизма не обязательно заходить так далеко; достаточно определить позицию шамана по отношению к его духам-помощникам. Мы легко убедимся, что шаман отличается, например, от "одержимого": шаман повелевает своими "духами" в том смысле, что, как человеческое существо, умеет налаживать контакты с умершими, "демонами" и "духами Природы", не становясь при этом их орудием. Несомненно, среди шаманов встречаются настоящие одержимые, но они являются скорее исключениями, которым есть свое объяснение.

Продолжение следует / Далі буде / To be continued...


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
Elayra
сообщение 12.6.2010, 18:59
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1126
Регистрация: 1.10.2009
Из: РФ
Пользователь №: 57



Духовные рабы.
Во время камлания страшная сила, овладевающая шаманом, подчиняла себе и присутствующих людей. В результате этого они также впадали в транс, с выключением психики (состояние одурманивания). Люди оказывались во власти неведомых сил, управлявших ими. Каждое камлание оставляло глубокий след в психике людей в виде чувства неописуемого страха перед самим шаманом, а главное, перед духами, владевшими им. Разум человека, подчиненный страху перед потусторонней силой, оказывался скованным. Шаманы жестоко карали любые новшества, занятие наукой, препятствуя прогрессу, ибо проще иметь дело с темной толпой, чем с образованными людьми. От человека при этом не требовалось ничего иного — только поклонения духам. Таким образом, целые народы превращались в рабов неведомой темной силы. Наряду с падением уровня развития, ухудшалось и физическое здоровье, находящееся в теснейшей связи с состоянием нервной системы. Продолжительность жизни людей уменьшилась, в среднем, до 28 лет. Умирая в этом возрасте, люди имели вид дряхлых стариков. Улучшению условий жизни эти народы поддаются с трудом, плохо приживаются в непривычных для них условиях быта, которые им предоставляли в бывшее советское время, предпочитая во дворе новых домов строить чумы или яранги и жить в них. Но многие северяне, сбросив с себя страшное иго злых сил, получают сегодня образование в школах, обучаются в университетах, становятся специалистами и учеными. Однако в последнее время вновь и вновь шаманство набирает свою силу. Во многих автономных северных республиках России идею суверенитета связывают с идеей возрождения шаманства как государственной религии. Бурное возрождение шаманства свидетельствует о приближающемся конце времени, в которое, как написано в Библии, восстанут лжепророки. По своей сути, как это видно, шаманство представляет собой одно из ответвлений сатанизма, причем весьма открытое! Состояние одержимости злыми духами, описанное в Библии, полностью соответствует явлениям, наблюдаемым в шаманстве. Камлание же представляет собой явный обряд поклонения дьяволу. Действительно, как страшно, когда целые народы, отходя от Бога, попадают под влияние сил зла. Сегодня среди бескрайних снегов севера снова звучит Трехангельская весть, подобно лучу солнца рассеивающая мрак и ведя к спасению тысячи людей, обретающих вместо слепого ужаса радость от общения со своим Творцом


--------------------

НА ДУРАЦКИЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Galdrabjarnar.
сообщение 12.6.2010, 21:26
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 431
Регистрация: 9.8.2009
Из: Донбасс
Пользователь №: 24



Цитата(Elayra @ 12.6.2010, 18:59) *
Духовные рабы.
Во время камлания страшная сила, овладевающая шаманом, подчиняла себе и присутствующих людей. В результате этого они также впадали в транс, с выключением психики (состояние одурманивания). Люди оказывались во власти неведомых сил, управлявших ими. Каждое камлание оставляло глубокий след в психике людей в виде чувства неописуемого страха перед самим шаманом, а главное, перед духами, владевшими им. Разум человека, подчиненный страху перед потусторонней силой, оказывался скованным. Шаманы жестоко карали любые новшества, занятие наукой, препятствуя прогрессу, ибо проще иметь дело с темной толпой, чем с образованными людьми. От человека при этом не требовалось ничего иного — только поклонения духам. Таким образом, целые народы превращались в рабов неведомой темной силы. Наряду с падением уровня развития, ухудшалось и физическое здоровье, находящееся в теснейшей связи с состоянием нервной системы. Продолжительность жизни людей уменьшилась, в среднем, до 28 лет. Умирая в этом возрасте, люди имели вид дряхлых стариков. Улучшению условий жизни эти народы поддаются с трудом, плохо приживаются в непривычных для них условиях быта, которые им предоставляли в бывшее советское время, предпочитая во дворе новых домов строить чумы или яранги и жить в них. Но многие северяне, сбросив с себя страшное иго злых сил, получают сегодня образование в школах, обучаются в университетах, становятся специалистами и учеными. Однако в последнее время вновь и вновь шаманство набирает свою силу. Во многих автономных северных республиках России идею суверенитета связывают с идеей возрождения шаманства как государственной религии. Бурное возрождение шаманства свидетельствует о приближающемся конце времени, в которое, как написано в Библии, восстанут лжепророки. По своей сути, как это видно, шаманство представляет собой одно из ответвлений сатанизма, причем весьма открытое! Состояние одержимости злыми духами, описанное в Библии, полностью соответствует явлениям, наблюдаемым в шаманстве. Камлание же представляет собой явный обряд поклонения дьяволу. Действительно, как страшно, когда целые народы, отходя от Бога, попадают под влияние сил зла. Сегодня среди бескрайних снегов севера снова звучит Трехангельская весть, подобно лучу солнца рассеивающая мрак и ведя к спасению тысячи людей, обретающих вместо слепого ужаса радость от общения со своим Творцом

Elayra, я надеюсь Вы не придерживаетесь этой нелепой христианской антипропаганды ?


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Elayra
сообщение 12.6.2010, 21:32
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1126
Регистрация: 1.10.2009
Из: РФ
Пользователь №: 57



Цитата(Galdrabjarnar. @ 12.6.2010, 21:26) *
Elayra, я надеюсь Вы не придерживаетесь этой нелепой христианской антипропаганды ?


Нет конечно!! Если бы я придерживалась такой точки зрения- меня не было бы столько времени на этом форуме!
А по поводу испуга друга после камлания- так меня подружка до сих пор обходит стороной после того, как она в слезах однажды ко мне прибежала. Любимый, говорит, бросил и уехал. Я в срочном порядке рунами его вернула. Он к ней пришел в течении часа.. Теперь она меня опасается. Говорит всем, что я колдунья.... laugh.gif


--------------------

НА ДУРАЦКИЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение



Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: 6.6.2017, 13:43